Федеральное казенное учреждение дополнительного
профессионального образования

Санкт-Петербургский институт
повышения квалификации работников

федеральной службы исполнения наказаний

НАСТАВНИЧЕСТВО

 Государственная кадровая политика, являясь основополагающей предпосылкой формирования и важнейшим условием деятельности Федеральной службы исполнения наказаний (далее ФСИН России) на протяжении всего периода ее существования.

Последовательная, научно-обоснованная кадровая политика уголовно­исполнительной системы (далее УИС) служит залогом, прежде всего, формирования профессионально-компетентных, обладающих организаторскими способностями, высоконравственных сотрудников УИС.

Проведенный анализ российского опыта по применению наставничества показывает, что наставничество является одним из древнейших методов передачи знаний, проверенных временем и отработанный многими поколениями, который и сегодня широко распространён в практике обучения и адаптации молодых сотрудников. Оно доказало свою эффективность на протяжении длительного срока своего существования.

В целях повышения эффективности в Федеральной службе исполнения наказаний (далее ФСИН России) системы наставничества Управлением кадров ФСИН России и ФКУ НИИ ФСИН России подготовлены настоящие методические рекомендации для изучения и использования в практической деятельности руководителями, кадровыми службами и наставниками в учреждениях и органах ФСИН России.

Наставничество является кадровой технологией и одним из ключевых звеньев индивидуальной воспитательной работы, проводимой с молодыми сотрудниками УИС. Наставничество помогает обеспечить не только единство обучения и воспитания молодого сотрудника на основе соединения исполнения служебных обязанностей с наукой, но и органически соединяет профессиональное обучение, формирование правосознания, самовоспитание, осуществлять идейно-нравственное, гражданско-патриотическое, умственное, физическое и эстетическое воспитание молодых сотрудников, обеспечивает индивидуализацию воспитательного процесса в коллективе и в то же время, гарантирует комплексный подход к его организации применительно к каждому молодому сотруднику в отдельности.

Целями наставничества являются воспитание и обучение сотрудников, стажеров по должности (далее - подшефных) учреждений и органов УИС, направленные на их профессиональное становление, развитие необходимых личностных качеств и навыков, для успешного выполнения ими служебных обязанностей.

Посредством наставничества решаются следующие задачи:

-        адаптация подшефных к условиям несения службы в УИС;

-    приобщение к жизни коллектива подразделения, к новым условиям жизнедеятельности, ориентирование на усвоение положительных традиций, глубокое осознание служебного долга и требований присяги;

-       обучение подшефных профессиональному мастерству, формам и методам работы, развитие способности самостоятельно

и качественно выполнять возложенные на них обязанности; мобилизация на образцовое выполнение служебных задач, повышение квалификации, уровня физической подготовки, умение владеть табельным оружием;

-        оказание поддержки и помощи в преодолении трудностей службы;

-    формирование у подшефных необходимых устойчивых морально­волевых качеств, высокой сознательности, дисциплинированности, трудолюбия, ответственности за порученное дело и свои поступки, профессиональной этики и культуры в работе, доброжелательного

и уважительного отношения к сослуживцам и других профессионально важных качеств;

-   совершенствование профессионального отбора в УИС на основе анализа результатов адаптационного периода, испытательного срока

и последующей служебной деятельности подшефных.

Организация наставничества в учреждениях и органах ФСИН России предполагает реализацию четырех основных этапов:

-       организационные мероприятия по наставничеству;

-       назначение наставников и подшефных;

-       прохождение наставничества;

-       завершение наставничества.

На первом этапе принимаются необходимые документы, определяются ответственные лица за организацию и руководство наставничеством, а также выбираются формы наставничества, в УИС осуществляется одна форма наставничества - индивидуальная.

На втором этапе происходит назначение наставников и подшефных.

На третьем этапе происходит реализация процесса наставничества: утверждается перечень мероприятий по наставничеству, определяются формы и методы работы наставников, осуществляется выбор инструментов, применяемых для реализации наставничества.

Четвертый этап завершающий, предполагает подведение итогов наставничества: заполнение формализованных отчетов (анкет), их обработка; написание заключения; поощрение наставников по результатам проведенной работы.

Основные понятия и определения, используемые при осуществлении наставничества:

Наставничество - форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей подшефного.

Подшефный - лицо, в отношении которого устанавливается наставничество:

-     сотрудник (стажер по должности), принимаемый на службу в УИС на должности рядового и начальствующего составов;

-     выпускник образовательного учреждения МВД России, Минюста России и ФСИН России очной формы обучения;

-     перемещенный по службе сотрудник УИС на вышестоящую должность либо равнозначную в другую службу в случае выполнения ими функциональных обязанностей, требующих дополнительного обучения профессиональным знаниям и навыкам практической работы.

Наставник - сотрудник УИС или федеральный государственный гражданский служащий, назначаемый ответственным за профессиональную и должностную адаптацию подшефного, в учреждении или органе УИС.

Профессиональная адаптация - процесс овладения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, системой профессиональных знаний и навыков, способностью эффективного применения их на практике.

Должностная адаптация - процесс адаптации лица, в отношении которого осуществляется наставничество, к замещаемой должности, приспособление к условиям и режиму служебной деятельности, приобретение навыков качественного исполнения должностных обязанностей.

Представитель кадровой службы - лицо, координирующее процесс реализации наставничества в учреждении или органе УИС, осуществляющее организационное и документационное сопровождение процесса наставничества.

Совет наставников - коллегиальный орган, создаваемый в учреждении, органе УИС при наличии десяти и более наставников, осуществляющий свою деятельность в целях распространения положительного опыта и оказания методической и практической помощи наставникам в планировании их работы, обучении и воспитании подшефных.

Положение о наставничестве

Дневник наставника

Анкеты